Совет на день: " Пусть первые фразы, которые ты произносишь утром, появляясь на работе, дадут дню засиять." /Х. Джексон Браун. /
Custom Search

Посещение Пюхтицкого Успенского Женского Монастыря.

Святые ворота
    С 19 по 20 июля Екабпилсское Русское Общество "РОДНИК" посетило ПЮХТИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Поездка была увлекательной и познавательной. Мы много узнали об истории монастыря и православия. Восхитительнай архитектурный ансамбль и то как бережно он сохраняется и поддерживается, производят сильные впечатления.



ак гласит предание, более 400 лет тому назад здесь явилась Божия Матерь. Ранним утром эстонские пастухи увидели на Журавлиной горе Светозарную Жену в дивном лазурном одеянии. Они устремились на гору - видение скрылось. Когда же стали удаляться, Прекрасная Жена вновь предстала их взорам. Вернувшись домой, они рассказали об этом жителям своей деревни. На другой день на рассвете селяне отправились к горе и тоже увидели Знатную Госпожу, стоящую в невечернем сиянии, но при их приближении видение исчезло...


а третий день у горы собрались крестьяне со всех окрестных деревень. И вновь Светозарная Жена почтила их Своим явлением. Она стояла у подножья горы, где бил источник ключевой воды, протягивая к людям Свои пречистые Руки. При приближении поселян Дивная Госпожа стала подниматься в гору и, остановившись у величавого дуба, скрылась от их взоров. На том месте, где стояла Благодатная Жена, селяне в расщелине дуба обрели икону древнего письма. Православные с радостью узнали в явленной иконе образ Успения Божией Матери.


тех пор местные жители прозвали гору Пюхтицкой, ( в переводе с эстонского означает святое место), то есть Святой, а у древнего дуба построили деревянную часовню, где и поставили обретенную икону. Отовсюду шли сюда люди поклониться образу, дарованному Самой Царицей Небесной, омыться в животворящих водах источника, освященного Ее пришествием и прославившегося многими чудотворениями и исцелениями.


конце XIX века находившиеся в крайней бедности, гонимые и притесняемые обрели здесь и пристанище, и утешение, и надежду на спасение: на Святой горе Божия Матерь благоволила основать Успенскую обитель. Собрав в Пюхтице верных Христу и Православной Церкви дев, Пресвятая Богородица даровала зарождавшемуся монастырю и великого пастыря - земного ангела и небесного человека, всероссийского молитвенника праведного о.Иоанна Кронштадтского. Ревностный воин Христов, батюшка Иоанн стал для сестер обители поистине отцом, который помогал материально, наставлял духовно и окормлял их. "Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного", - говорил Батюшка, посылая в обитель из Кронштадта своих крестниц и духовных дочерей. "Немало по лицу земли Русской славных храмов и монастырей. Многие из них будут до основания сметены нечестивцами, этой же обители суждено долголетие и благоукрашение. И будет стоять она до скончания века", - сказал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский в день освящения монастыря.

Священный дуб
      У древнего дуба, в расщелине которого была обретена икона Успения Божией Матери, стоит бревенчатая часовня XVI века. Самому дубу по оценкам дендрологов уже более тысячи лет. Неподалеку высится первая деревянная церковь на Богородицкой горе, освященная в 1885 году.
Генеральный план застройки монастыря был разработан профессором Петербургской Академии художеств архитектором М.Т.Преображенским. Так в Пюхтице появилась временная трапезная, бревенчатые дома-келии, здание приюта для детей, хозяйственные постройки.Святые врата
      Заложены были Святые врата из гранита и кирпича с деревянной колокольней над ними. Приобретены первые колокола: Большой - весом 2648 кг; Полиелейный - 1326,8 кг и Малый - 350 кг, отлитые в Усть-Двинске специально для Пюхтицкой обители. По проекту архитектора М.Т. Преображенского в 1895 году были возведены Трапезный корпус с церковью во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Сам храм, резной, деревянный, расположен на втором этаже здания вместе с просторным трапезным залом. Трапезный корпус
      На первом этаже, сложенном из природного камня, помещается монастырская кухня, где по традиции трапеза готовится только на дровах, заготавливаемых самими насельницами обители. Рядом находится хлебная, в которой в старинных печах, исключительно на березовых дровах, выпекается монастырский хлеб.
      Аллея из вековых лип ведет к вершине Пюхтицкой горы. Здесь в тихом уединении стоит резной храм Преподобного Сергия Радонежского - образец северного деревянного зодчества. Церковь возведена в 1895 году над усыпальницей генерал-губернатора Эстляндии князя Сергея Владимировича Шаховского, завещавшего похоронить его на Богородицкой горе.Усыпальница князя Сергея  Владимировича Шаховского
      В усыпальнице, расположенной под алтарем, покоится и княгиня Елена Шаховская, построившая эту церковь.
      Душа обители, ее духовное сердце - монастырский пятиглавый собор, возвышающийся на среднем уступе Святой горы. Величественный и монументальный, с высокими светлыми кирпичными стенами и ярко-зелеными куполами, которые венчают золоченые кресты, он господствует над равнинной округой, гармонично сочетаясь со сдержанной красотой северного края.
Успенский собор Пречистой Богоматери
      В прошлом веке собор открылся в видении основателю обители - св. прав. о. Иоанну Кронштадтскому, когда он возвращался со святого источника с первой Пюхтицкой Игуменией Варварой. По благословению Батюшки Иоанна в 1908 году начались работы по возведению соборного храма. Закладку собора о. Иоанн Кронштадтский благословил иконой Божией Матери "Одигитрия", которая сейчас находится в главном алтаре. В небольших обжиговых печах сестры сами изготовляли кирпичи, в течение двух лет своими руками строили дивный по красоте собор обители.
Главный престол собора освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела - в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Дмитрия Солунского Мироточивого, южного - в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского.
В Успенском соборе Пречистой Богоматери
      В монастырском соборе хранятся явленная икона Успения Божией Матери и чудотворный образ Святителя Николая. Украшением Успенского собора является также Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного о. Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили горячо любимому пастырю в день Ангела икону, на которой запечетлено явление Пресвятой Богородицы в Пюхтице у источника. Внизу на иконе надпись: " Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенского женскаго монастыря на Святой горе Эстлянской губернии. 1894 г. 19 октября". Эта икона пребывала с о. Иоанном Кронштадтским до самой его кончины, а затем по промыслу Божиему вернулась обратно в Пюхтицу. Стены соборного храма украшены росписью, в которой воплощены земная жизнь пресвятой Девы Матери - от рождества Богоотроковицы до преславного Успения Божией Матери.
На колокольне собораНа монарстырском клодбищеНа монарстырском клодбище










      С июня 1990 года Пюхтицкий Успенский монастырь находится в непосредственном подчинении Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму.
      В Пюхтицкой женской обители живет 165 насельниц. Более половины из них в возрасте от 20 до 40 лет. Каждая поступающая в обитель окончила по меньшей мере среднюю школу или получила среднее профессиональное образование. Многие имеют высшее образование.
      Пюхтицкие насельницы возделывают 24 гектара пахотной земли, несут послушание на монастырской кухне, в просфорной, котельной, содержат скотный двор, трудятся в парниках, в саду, на пасеке. Заготавливают дрова, грибы и ягоды. Принимают и обслуживают многочисленных паломников Богородицкой горы в монастырских гостиницах. Летом много времени занимают полевые работы, зимой сестры трудятся в золотошвейной, иконописной, пошивочной и переплетной мастерских. Насельницы берегут и развивают традиции церковного пения. Репертуар монастырского хора включает в себя сочинения многих известных композиторов. Песнопения исполняются киевским, греческим, традиционными распевами пюхтицкого и других русских монастырей. Отдельные гласы поются особым пюхтицким напевом.

Аудио альбом ансамбля "Родник".

Видео канал ансамбля "Родник"

Танец кадриль "Ромашка"